То, о чем пишется в профессиональной специализированной прессе,
демонстрируется на крупных мировых выставках уровня NAMM и Musikmesse,
а также анонсируется на сайтах ведущих производителей, в лучшем случае
доходит до наших потребителей через год-два, если, конечно, не
появляется дешевых «заменителей» от некоторых
азиатских брэндов. Если затронуть конкретно софт, то и тут схожая
картина, поскольку в большинстве случаев пользователи не информированы
на должном уровне.
В данном случае имеются в виду
не крутые спецы, которые сразу же скачивают необходимые новинки, а
обычные пользователи. Многие из них учатся звуковым технологиям. Если
посмотреть на русскоязычную литературу, по которой они это делают, то в
большинстве случаев мы сталкиваемся с описанием старых версий программ
и так далее. То есть все на самом деле происходит не так стремительно.
Посему имеет смысл обратить внимание на ключевые новинки ушедшего 2008
года, ведь на его протяжении о звуке писалось очень мало, особенно в
русскоязычных СМИ. Итак…
Апрель
Начнем наше повествование с
апреля. Рынок активизировался. Во-первых, весна, во-вторых, достаточно
большой толчок всегда происходит после выставок, а в конце марта, как
вы знаете, прошла Musikmesse, о которой мы много писали. Достаточно
интересная борьба развернулась в области firewire-интерфейсов. Это и
популярная на протяжении нескольких лет серия Focusrite Saffire,
младшая модель (LE) которой стоила на нашем рынке порядка $300, чего,
конечно, не могли не заметить специалисты, подбирающие себе бюджетные
варианты. Но и другие производители не медлили. Наиболее значимой
новинкой оказался анонсированный MOTU 828mk3 с заявленной стоимостью
$795, причем в данном случае мы говорим о 10 каналах записи и
воспроизведения 24/192 плюс 16 оптических цифровых каналов I/O, плюс
стерео AES/EBU, плюс S/PDIF. Также имеются отдельные аналоговые выходы.
В принципе, такое обилие для firewire является нормой, и удивляться тут
особенно нечему, поэтому отдельное внимание стоит уделить наличию
встроенного 32-битного DSP, обеспечивающего аппаратную реализацию
внутреннего микшера CueMix FX (всего получается 28 отдельных входов и
30 отдельных выходов), в рамках которого на каждый канал имеются
компрессор, эквалайзер и ревербератор. Есть ЖКИ-экран и так далее. Если
посмотреть на то, как развивались события после апреля, то очевидно,
что MOTU пошла по пути Focusrite, выпустив модифицированную модель
896mk3, а после в октябре и «пользовательский»
вариант UltraLite-mk3 ($595). И, в принципе, это одно из самых вкусных
предложений для профессионалов в бюджетном сегменте по итогам прошлого
года.
MOTU 828mk3
Великолепную политику стала
приводить в исполнение известнейшая компания Solid State Logic
(сокращенно SSL). Если кто помнит, то компьютерному сообществу она
стала известна после того, как ее возглавил Питер Гэбриэл. Именно тогда
началась активная маркетинговая атака и на компьютерный рынок в том
числе. Сначала это взаимодействие с Waves, результатом чего явилась
совместная серия плагинов Waves SSL4000. Причем такой творческий союз
принес интереснейшие результаты. Дело в том, что SSL раньше
специализировалась большей частью на микшерных консолях для студий
топ-класса и большинству современных специалистов небольших студий
известна не была. Но когда они включили плагины, то оценили все по
достоинству. Пришла массовая популярность. Подопечные Питера Гэбриэла
не стали тянуть с развитием и разработали уникальную систему Duende.
Это внешний аппаратный эффект-процессор — вроде бы обычная
новинка, таких и сейчас много… но алгоритмы-то от SSL!
Duende стоила достаточно дорого, поэтому в апреле прошлого года вышла
ее более демократичная по цене ($799) урезанная версия Duende Mini
— внешний DSP-модуль, подключаемый через Firewire,
рассчитанный на работу с 16-ю каналами на уровне 96 КГц, при этом
данное количество можно увеличить до 32-х, воспользовавшись апгрейдом.
Многие удивятся: почему это недорого? За эти деньги вы получаете
фирменную консоль SSL. Кстати, кроме Duende и Duende Mini, в этой
линейке продукции имеется и Duende PCIe. А через несколько месяцев SSL
сделала великолепную новинку в области своей продукции, о которой мы
расскажем чуть позже.
MOTU 896mk3
Май
Если говорить о Musikmesse и
NAMM, то там очень много анонсов, при этом сама продукция поступает в
продажу гораздо позже — в лучшем случае если это происходит
через месяц или два. Так произошло и с аппаратным синтезатором Arturia
Origin. Многие наши читатели знают, что фирма Arturia активно
занимается и занималась виртуальными инструментами, эмулирующими лучшие
аналоговые синтезаторы прошлого. Хотя специалисты-старожилы помнят имя
этой фирмы еще по продукту Storm (конец 90-х). Почему вдруг вспомнился
Storm? Это была виртуальная студия, включающая программные модули
ритм-машин, бас-машин и синтезаторов, причем их количество от версии к
версии пополнялось. Да-да, это именно то поколение, откуда вышли
Propellerhead Software Reason, Image-Line FL Studio, Native Instruments
Reaktor, хотя по существу все начиналось с Propellerhead Re-Birth и
Ross Bencina AudioMulch. Так вот, из всей той плеяды на плаву осталось
только несколько ключевых программ, а все остальные разработчики начали
менять направления своей деятельности. Arturia полностью поменяла курс
и занялась выгодным делом — производством профессиональных
VST-плагинов, которых тогда можно было не найти и днем с огнем. Но
мысли собрать «все-в-одном» никогда не покидали
разработчиков.
Бюджетная MOTU UltraLite-mk3
Решение было найдено весьма
интересное — все алгоритмы разработанных синтезаторов были
собраны в рамках единого инструмента Arturia Origin ($3.499). Многим
этот ход может показаться весьма необычным, но стоит отметить, что
незадолго до этого все рейтинги популярности бил синтезатор Korg OASYS,
и вообще на рынке очень часто предпочтение отдается отдельным
аппаратным устройствам. Хотя на самом деле на такие уступки идут далеко
не все. Например, Native Instruments, собрав все свои инструменты в
рамках Kore, все-таки предполагает компьютерный вариант. Причем Kore
активно продвигается ими уже 2 года, а сейчас данная компания занялась
продажей банков звуков (sound libraries) именно для Kore.
Внешний DSP-интерфейс Duende Mini (Firewire)
Если говорить о зимнем NAMM
прошлого года, то там был продемонстрирован буквально новый пласт
программно-аппаратного обеспечения, предназначенного для перенастройки
акустических систем под уникальные акустические свойства того или иного
помещения. Причем тогда такие новинки представили сразу две компании,
самая известная их которых IK Multimedia, а в мае не остался в стороне
и производитель KRK, наиболее известный на нашем рынке по сериями
недорогих студийных мониторов. Появился в продаже специальный модуль
KRK ERGO, который позиционируется как Room- Correction System, а
разработан он совместно с Lyngdorf Audio. В данном случае мы имеем
нечто уникальное. Система состоит из firewire-интерфейса (по существу,
обычный аудиоинтерфейс: 4 входа/6 выходов), измерительного микрофона и
специального ПО. При калибровке помещения благодаря использованию 1024
фильтров создается 3D-модель комнаты и так далее, то есть производится
автоматическая перенастройка. Причем отдельно стоит отметить, что в
Windows Vista имеется схожий вариант Room Correction, но
профессиональные системы в этом вопросе работают несколько по-другому.
И еще нужно сказать, что очень часто, особенно когда появился вариант
от IK Multimedia, задавались вопросы по измерительным микрофонам, а
именно: можно ли вместо них использовать обычные. На самом деле нет.
KRK ERGO предназначен для перенастройки акустических систем под уникальные акустические свойства того или иного помещения
И еще одна интересная новинка
— колонки Avantone Electronics Active Mix Cubes. Обычная
маленькая по размерам стереопара, а стоит $359. Чем же она так
привлекательна, причем каждая колонка — все 35 Вт? Э-эх. Речь
идет о реинкарнации Auratone 5C Sound Cubes — колонок,
которые были очень популярны в 80-х/90-х. И производители в современном
случае не отошли от традиций — например, бумагу для
динамических головок заказывают специальную, из Новой Зеландии, другие
материалы также эксклюзивны, то есть привозятся из Японии, где
создаются по особой технологии, и так далее.
Уникальные Avantone Electronics Active Mix Cubes
Июнь
На NAMM и Musikmesse прошлого
года была еще одна волна непривычного аппаратного обеспечения
— специальных контроллеров для управления популярным
профессиональным ПО. В этом русле работало сразу несколько фирм, причем
некоторые наработки выглядели весьма и весьма привлекательно.
Но… первой не выдержала Steinberg. Как так? Под ее родной
Cubase кто-то выпускает специальные контроллеры и зарабатывает на этом.
Нужно отметить, что специализированные контроллеры действительно
значительно упрощают и, соответственно, ускоряют рабочий процесс.
Причем в большинстве случаев очевидна серьезная работа специалистов по
эргономике. Конечно, для нашего региона это не совсем актуально, и
многим даже непонятно, но на самом деле специализированные контроллеры
достаточно популярны. По крайней мере, они очень полезны, когда вы
делаете автоматизацию изменения параметров в режиме реального времени,
потому как крутить ручки указателем мыши не так удобно. Steinberg решил
сделать свой контроллер и под свой же Cubase, что и появилось в продаже
в июне. СС121 фактически заменяет функциональные элементы в окнах
треков (с левой стороны). В устройстве предусмотрен моторизированный
фейдер на 100 мм, ручка панорамы, кнопки Solo, Mute, Record, Automation
Write, Preview, «E» control и так далее. В центре
устройства расположены все настройки для эквалайзера, и дополнительно
имеется достаточно много функционала. По версии сайта СС121 продается
за 399 евро. Заглядывая немного вперед, стоит сказать, что через
несколько месяцев специально для Cubase у Steinberg вышел
многоканальный аудиоинтерфейс со встроенным DSP, то есть внутренними
аппаратными эффектами. Называется он MR816 CSX — Advanced
Integration DSP Studio. Именно он и стал заглавной и активно
продвигаемой в последующие полгода новинкой от данной компании. Вместе
с тем, стоит сказать, что именно в июне появился контроллер для Ableton
Live — Vestax VCM-600. Внешне он выглядит как небольшой
микшер, но нужно отметить, что со Steinberg’ом это решение и
сравнивать не стоит — намного меньшая эргономика.
Хотя… продукция Vestax, равно как и Ableton, направлена на
ди- джеев, поэтому тут, вполне может быть, они и правы.
Контроллер управления для Cubase — Stenberg CC121
В программной области основной
новостью стало появление Celemony Melodyne Plugin 2 с радикально новым
алгоритмом Direct Note Access, который позволяет обрабатывать, вернее,
выравнивать, полифонический материал. Напомним, что раньше программа
корректно работала только с мелодическим, а аккорды выравнивать ей не
удавалось. Вообще Петер Неубакер (основатель Celemony) не перестает
удивлять — работал астрологом, потом в преклонном возрасте
пришел на рынок компьютерного ПО и прочно занял там свою нишу.
Конкурентов до сих пор нет. Но есть и минус…:))) Если раньше
с помощью Melodyne исправляли криво поющих вокалистов и вокалисток (это
часто используется и на российской, и на местной эстраде), то сейчас
уже будут править «кривых» гитаристов и т.п. В
общем, весело.
Какой специалист не мечтает об SSL Mynx?
Август
Solid State Logic выдает на
рынок Mynx. Что это такое, объяснить в рамках одного абзаца достаточно
трудно, но все же попытаемся. Представьте себе mini desktop box, т.е.
по существу алюминиевый ящик 106x192x186 мм, или это будет даже ближе к
нашему восприятию корпуса для ПК, в который, как в рэковую стойку,
вставляются модули от SSL специального форм-фактора X-Rack. Вы можете
выбрать свою комплектацию (главное — чтобы все поместилось).
Получается модульная система, но самое интересное — что она
аналоговая. Среди устройств предлагается: E Series EQ Module, E Series
Dynamic Module, X-Rack VHD Input Module, Stereo Bus Compressor Module,
X-Rack Mic Amp Module, Super Analogue EQ Module, Super Analogue Dynamic
Module, Four Channel Input Module, Eight Channel Input Module и Master
Bus Module.
Современный энхансер для басов G-Sonque XBass 4000L
Среди разработчиков нового
поколения в прошлом году появилось новое имя — G-Sonique.
Пока они только пытаются завоевать рынок, поэтому не ставят высоких
цен. Причем в начале года их бас-машина Alien 303 и эмуляция
аналогового синтезатора Renegade, скорее всего, не принесли больших
прибылей, но… направили в правильное русло. Следующий
программный проект — энхансер для басов XBass 4000L ($23)
— стал для многих просто находкой. Мало того, G-Sonique после
этого выпустила очень интересный по результатам звучания дилэй Dub
Master-Liquid Delay, а на данный момент продвигает
«ламповый» эквалайзер Pultronic EQ-110P. Достаточно
талантливые ребята, хочется надеяться на то, что все у них хорошо
сложится в дальнейшем.
Digidesign Transfuser
Что касается специалистов
ProTools, то и на их улице в августе был праздник, потому как вышел
весьма интересный плагин Digidesign Transfuser. По существу, это
отдельный грув-модуль, который прекрасно подходит для создания
современных аранжировок и ремиксов. По результатам своей работы он
сравним со всеми профессиональными оболочками, в рамках которых можно
работать с ритмическими и мелодическими фразами, loop’ами.
Промежуточное завершение
Как видите, хоть большая часть
материала посвящена событиям полугодичной давности, вся информация
является актуальной. В следующей статье мы закончим обзор по 2008 году.
Отдельно стоит обратить ваше внимание на то, что разработчики ПО и
производители железа не сделали резкого скачка от WindowsXP к Vista,
что по старым временам считалось бы закономерным. Вспомните, как
отрезали 98-ю и 2000-ю, перейдя на XP. Это говорит уже о некотором
взрослении рынка, приобретении мудрости, а
«кризис», о котором сейчас говорят чуть ли не из
каждой розетки… Звуковые технологии пережили точно такое же
в 2005-2006 гг., и ничего — выжили. На NAMM этого года подано
много заявок. И, кстати, итоги зимнего NAMM 2009 мы сделаем чуть позже.